Hermann Hartfeld. МСЦ на рубеже перемен?


МСЦ на рубеже перемен?

Совет Церквей возник официально в 1965 году. В начале шестидесятых годов верующие воспринимали «инициативную группу» и «оргкомитет по созыву съезда» церквей ВСЕХБ как прогрессивное движение протеста против вмешательства КП СССР во внутреннее устройство церкви в целом. С большим вниманием следили за деятельностью СЦ многие протестантские деноминации так и православная и католическая церкви.

Хрющёв Н.С.  © / РИА Новости
Вначале выглядела инициатива СЦ ничто иным как политический протест. Ведь цель Никиты Хрущёва показать последнего попа по телевидению говорила о том, что он хотел удалить из сознания людей религиозные взгляды.

Хрущёв не мог знать, что отец либерализма философ и теолог Фридрих Шлейермахер где-то 150 лет тому назад подметил, что «истинная религия — это чувство и вкус бесконечности». Если его определение соответствует психологии человека, то религию ни в какие времена никто не в состоянии удалить из человеческого сознания.

Впрочем «атеизм» тоже своего рода религия. В атеизм надо верить, как верующему в Бога.

СЦ находился в центре внимания интеллектуального мира. Кто мог осмелиться, так мужественно восставать против политики целой армады коммунистической автократии? Например: молодая девушка, дочь Прокофьева Алексея Фёдоровича, благовествовала в начале 60 десятых годах во многих городах и населённых пунктах в то время, как отец сам находился в ссылке. Её бесстрашие было характерным для христианской молодёжи того времени.

Кто особенно выделялся из среды движения СЦ, была молодёжь. Она созывала, организовывала молодёжные слёты в городах Одессы, Киева, Ташкента, в сибирской тайге, в долинах гор Тянь-Шаня и т.д. Коммунистическая партия запрещала деятельность христианской молодёжи в официально признанных церквах, но в движении Совета Церквей она нашла себе альтернативу для служения Богу.

Необычайной была структура ташкентской церкви ЕХБ на Куйлюке в доме Надежды Матюхиной. Пресвитер Храпов Николай Петрович в 1966 году имел церковный совет,
состоявший из братьев и сестёр. Четверо сестёр как Белан Мая, Матюхина Надежда и другие были авторизированы на богослужениях произносить проповеди.

Разочарования появились в тех годах, когда выявилось, что руководители движения СЦ хотели только свободы для церквей ЕХБ, но они и не думали о других протестантских деноминациях. В их прогрессивном начале произошло сужение, полная концентрация на себя, полагали обозреватели. В действительности же свободу и для адвентистов,  пятидесятников, православных и т.д. никто из них и не думал. Коль бороться, то только за «чистоту евангелия» в среде всесоюзного совета ЕХБ.

Однако, справедливости ради, нужно сказать, что само движение «инициативной группы» (1960) или «оргкомитета» (1961) не ставили себе цель борьбу за свободу исповедания религии как таковой.  Их интересы были далеки от этого. Их начальная цель была, на очередном съезде церквей ВСЕХБ обсудить совместно документы «Новое положение ВСЕХБ » и секретное «Инструктивное письмо к старшим пресвитерам», которые, в русле требований властей, ограничивали деятельность местных общин ЕХБ. Они желали, чтобы на этом съезде были разрешены многие назревшие духовные и управленческие вопросы.

 ВСЕХБ. 1944 год. Слева направо:М. А Орлов, П. И. Малин, Я. И. ЖидковА. В. Карев и М. И. Голяев
Интересно мне было наблюдать, как год за годом появлялось новое значение выражения «борьба за чистоту евангелия». В данное время мы на западе даже бы и не поняли бы, что под этим подразумевалось. (1). ВСЕХБ понимал Библию буквально, то же самое наблюдалось и наблюдается в СЦ. (2). Совет Церквей в смысл этих слов влагал совершенное невмешательство политических деятелей в церковное устройство, (3). не регистрация поместных церквей (решение принято в 1965 году) (http://ru.wikipedia.org/wiki/Международный_союз_церквей_евангельских_христиан-баптистов) 4. совершенное отклонение любой формы экуменизма (ВСЕХБ был членом экуменического союза). (5). Свобода для проповеди. (6). Отделение церкви от государства. (7). Освящение всех членов церкви. (Смотри: http://mp3-ehb.ru/msc-ehb/47-dokumenty-msc-ehb/318-ob-osvyaschenii-izdanie-sc-ehb.html)

Материал «Об освящении» СЦ ЕХБ
Для этого был разработан материал «Об освящении» - духовный сборник 1960-х годов для церковного использования. Он состоял из трёх основных частей. В первой части раскрывается цель и смысл освящения, (освящение состоит из трёх этапов покаяние-очищение-посвящение), во второй мы находим порядок совершения освящения, в третьей части разъясняются грехи со ссылками из Библии. На практике процесс освящения выглядел как стриптиз: на членском собрании верующие становились перед собравшейся общины и рассказывали о своих совершённых грехах, каялись на колени и получали прощение.

В конце 20-го века движение Совета Церквей всё больше и больше теряло своих приверженцев. Некоторые считали: (1). Борьба за созыв съезда ВСЕХБ под руководством СЦ потерпела полный урон; (2). Так как КП СССР изменила свою политическую методику относительно борьбы с религией и разрешила регистрацию поместных церквей. Многие воспользовались этой возможностью и стали регистрироваться вплоть до крушения Советского Союза.

При перестройке и до настоящего времени СЦ ведёт ничто иное, как междоусобную войну. СЦ теряет своё значение в общественной жизни России, так как он по своей структуре и цели был против вмешательства политики в церковные дела, но и против вмешательства верующих в дела политики.

К примеру, Винса Георгия Петровича был по соглашению правительств США и СССР обменён на двух в СЩА осужденных советских шпионов. Его из советского «концлагеря» привезли в Чикаго. Геннадий Крючков, председатель СЦ, назначил Винса зарубежным секретарём Совета Церквей. В 1979 году я ему помогал оборудовать свой офис. Как только Винс познакомился и пообщался с южными баптистами США, он понял, что баптисты Америки не аполитичны. Эта не аполитичность в какой-то мере стала влиять и на мировоззрение Винса.

После полной демократизации России Крючков вышел из подполья и познакомился с взглядами Винса. В нём он вдруг увидел не того генерального секретаря СЦ, которого он знал в прошлом. Он тут же сместил его с поста. Междоусобица этих двух знаменитых вошедших в историю христианских деятелей потеряла всякий этический характер. (Ср. http://bncecb.info/istoria/1993-03.htm)

После [распада СССР] Совет или же союз церквей ЕХБ был переименован в Международный союз церквей ЕХБ, который объединяет единомышленников «отделённых» евангельских христиан-баптистов стран СНГ, Прибалтики, а также в эмиграции (США, Канада).

Вестни Истины
Странности: 1. В «Вестнике истины» Номер 3 от 1982 года Совет Церквей пишет: "Наше движение ставит своей целью удалить грех и сохранить при этом полное единство всего народа Божьего, а всю церковь вернуть на путь истины под руководство ее Главы - Иисуса Христа. Совет церквей призывает всех евангельских христиан-баптистов полностью сохранять догматическое единство, неизменность вероучения, верность Евангелию и духовное единство всех верующих ЕХБ" ("Вестник истины" № 3, 1982 г.). Если взять во внимание, что уже в конце 1962 года принято было решение о создании независимого союза евангельских христиан-баптистов, и в 1965 году был избран руководящий орган Совет Церквей, то, как можно призывать к «полному единству народа Божьего»? Руководители МСЦ  не имеют никакой стратегии для примирения с Союзом ЕХБ России. Создаётся даже впечатление, что они примирении совершенно не заинтересованы.

2. Вопрос о не регистрации поместных общин более, нежели парадоксальный: В Германии приверженцы ВСЦ зарегистрировали все свои общины, но в СНГ руководители запрещают регистрацию поместных церквей. И этот факт говорит о том, что ВСЦ искуственно создаёт атмосферу непримирения с руководством Союза ЕХБ в Москве.

3. Пиетизм оставил в среде церквей МСЦ неизгладимые следы.  После того, как немецкое братство вошло в Совет Церквей отношение к женскому полу резео изменилось. Это отражается на покрой их платьев и покрытия головы. В этом вопросе МСЦ совершенно не отличается от мусульманства. Не существует толерантности к познаниям других баптистов, несмотря на то, что Павел пишет: «Ибо мы отчасти знаем» (1Кор 13,9).

4. Ужасное высокомерие стало характерной чертой членов незарегистрированных церквей в России. Будучи членом церкви, входящих в Совет Церквей, мы в общине Ташкента имели самые лучшие отношения к нейтральной баптистской общине на Карасу и также к регистрированной. Но в данное время они даже в Германии отмеживаются от других.

Откровенно сказать, такие странности будут иметь печальные последствия для этой части церкви Христовой.

Kommentare

Beliebte Posts aus diesem Blog

„Lustknaben und Knabenschänder“: 1Kor. 6,9 im Kontext der Umwelt“

Интеграция и независимость русско-немецких общин Германии на пути к их самоидентификации