Гартфельд, Герман Германович

http://baptistru.info/index.php/%D0%93%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%84%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B4,_%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD_%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Гартфельд, Герман Германович

Герман Гартфельд. 2012 год
Гартфельд, Герман Германович (нем. Hermann Hartfeld; род 14 ноября 1942 года) – известный в России пастор, доктор богословия, доктор философии, душепопечитель, консультант, педагог, христианский писатель, бывший узник (за веру) советских лагерей.

Содержание

 [убрать

Биография

Гартфельд Герман родился в СССР 14 ноября 1942 года в селе Ягодное Омской области.
Его предки были из Пруссии. Его родители были ссыльными. Отец Гартфельд Герман Эдуардович являлся членом баптистской церкви в Омске. В 1942 году его, как немца, забрали в трудармию, где в 1943 году в Воркуте он пропал без вести.
Мать Екатерина Ивановна была из либеральных меннонитов, Богом интересовалась мало, лишь по меннонитской традиции учила маленького Германа молиться.
Оба дедушки, как по отцовской, так и по материнской линии были учителями, которым запрещено было преподавать в связи с их национальностью. Родители матери умерли от голода, живя под надзором комендатуры в г. Омске. Мать Германа много работала, чтобы прокормить свою семью: она была домработницей в еврейской семье, работала поваром, ночами пасла совхозные стада коров и делала много непосильного труда. При всём этом, мать приучила детей много читать, так что Герман в пять лет знал всю кириллицу и латинский шрифт, в шесть лет свободно читал. Дед со стороны отца прививал прусскую дисциплину, и так как не был христианином, учил Германа во всём сомневаться и никому не доверять[1].
В 1956 году ссыльные немцы были освобождены от комендатуры, могли беспрепятственно передвигаться по стране и получать образование. После средней школы Герман окончил сельскохозяйственный техникум, а затем учился в институте на факультете машиностроения. Чтение как русских, так и зарубежных классиков, личные встречи с бывшими узниками ГУЛАГа, которых в то время в городе Омске было много, длительные беседы с одним из глубоко верующих родственников привели к тому, что Герман стал интересоваться религией.
В 1958 году Герман и его мать покаялись, были крещены благовестником церкви Генрихом Реймером и приняты в церковь евангельских христиан-баптистов г. Омска.
Герман женат на Марии. Жизненный девиз супругов «Для нас жизнь – Христос» (Фил. 1:21). Детей не имеют[2].

Жизнь в СССР

Глубоко и осознанно посвятив свою жизнь Богу, уже в 16-летнем возрасте Герман активно включился в труд омской церкви, проповедовал, работал среди молодёжи, помогал братьям организовывать общину в селе Ягодном Омской области. В результате преследования органами КГБ в 1962 году Герман вынужден был временно покинуть г. Омск и переехать в г. Семипалатинск.
В том же 1962 году в Семипалатинске в 20-летнем возрасте его арестовали за религиозную деятельность, осудили и приговорили к пяти годам лишения свободы с отбыванием в ИТК строгого режима, этапировав в г. Степногорск на урановые рудники. После реабилитации и освобождения из заключения в 1965 году, в результате возобновления преследований со стороны органов власти, Герман покидает г. Омск и переезжает на место жительства в г. Ташкент (Узбекистан).[3]
В Ташкенте Герман присоединился к церкви Совета Церквей, расположенной в Куйлюкском районе города, и включился в труд церкви. Нёс служение совместно с Н.П.Храповым в вопросах домостроительства, посещая церкви отделенного братства, координировал молодёжное служение в среднеазиатском регионе, участвовал в деле печати нелегального издательства. В результате активной церковной деятельности 28 мая 1966 года Герман был вторично арестован прямо на производстве, где он работал в конструкторском бюро электро-технического завода и совместно с Н.П.Храповым, Н.Матюхиной и М.Белан осужден к 4-м годам лишения свободы с отбыванием в ИТК общего режима.

После освобождения в 1970 году через несколько месяцев при посещении церкви доктором богословия Ульфом Ольденбургом из Дании Гартфельд, будучи его переводчиком, был вновь арестован совместно с У.Ольденбургом, которого затем выдворили из страны. Герман был освобожден из под стражи в сопровождении клеветнической статьи в «Правде Востока», представляющей Гартфельда, как идейного противника, занимающегося религиозной пропагандой, подрывающей советский строй.
В январе 1971 года по совету братьев служителей, семья Гартфельд вынуждена была поменять место жительства и переехать в г. Фрунзе (Киргизия), где они состояли членами незарегистрированной общины СЦ ЕХБ.
В декабре 1973 года Герман Гартфельд был арестован в г. Алматы (Казахстан), как один из организаторов молодёжной конференции ЕХБ среднеазиатского региона. После 9-ти суток Герман был освобожден под расписку о не выезде с условием со стороны органов власти – покинуть СССР. 23 июня 1974 года под давлением КГБ семья Гартфельд оставила Советский Союз и выехала в Германию.

Жизнь и служение за рубежом

Пасторское служение и душепопечительство

В Германии Герман продолжил своё образование сначала в Библейском институте, затем в Богословской семинарии в Канаде, штат Манитоба, в США в Калифорнии и на реформатском богословском отделении Брюссельского университета. В дальнейшем стал серьёзно заниматься изучением психологии и сексологии человека.
После получения теологического образования в Западной Европе и США Герман Гартфельд в 1982 году был рукоположен на пасторское служение в Slavic Baptist Church Fresno комиссией по рукоположению от Американской Славянской Ассоциации при сотрудничестве с Южной Конвенцией Баптистов.
С 1983 по 1991 год был пастором баптистской церкви в Цюрихе (Швейцария). Затем, по приглашению немецкого союза баптистов Гартфельд переехал в Германию в г. Камп-Линтфорт, где служил пастором 8 лет. В настоящее время является пастором одной из баптистских церквей города Кёльна (Германия).
Столкнувшись в пасторском служении в баптистских церквах Канады, США, Швейцари и Германии с сексуальными отклонениями, Гартфельд взялся за исследование этой области, тщательно изучая труды ведущих учёных в области клинической психологии и психотерапии и прочие труды американских психологов и терапевтов. Как пастор и душепопечитель, он стремился найти ответы на проблемы всевозрастающей пандемии и рост количества ВИЧ-инфицированных людей, был озабочен тем, как помочь людям с нетрадиционной ориентацией. Он искал пути интеграции психологии в пастырское душепопечение, которое означает формирование жизни христианина в соответствии с идеалами Христа.

Педагогическая деятельность

С 1986 года Г. Гартфельд преподавал в Боннской Библейской семинарии (ББС, Германия- BIBELSEMINAR BONN (BSB). [4]
Герман Гартфельд читает лекции в Северо-Кавказском Библейском Институте, город Прохладный 2012 год
С 1992 года Г.Гартфельд принимал активное участие в развитии системы баптистского богословского образования в России. Преподавал в Московском Библейском Институте ЕХБ, в Московской Богословской семинарии Российского Союза ЕХБ, в Северо-Кавказском Библейском Институте такие предметы, как «Апологетика», «Библейская этика», «Пастырское консультирование», «Психология и душепопечение», «Современная теология», «Введение в Новый Завет», «Библейское богословие». [5]
Кроме того, Г.Гардфельд читал миникурс лекций, посвященных вопросам организации душепопечительства в поместных церквях, а так же вёл консультирование в области сексуального института и пасторского попечения в Тюмене, Трускавце, Севастополе и других городах России и Украины.

Научная и общественная деятельность

Герман Гартфельд сотрудничал с международным "Альянсом за демократию и нравственность", «Alliance for Democracy and Morality». Будучи их сотрудником он участвовал на международных конгрессах «Альянса» на Филипинах и в Южной Корее, публиковал научные статьи. За особые заслуги 19 октября 1989 года на Первом Интернациональном Конгрессе Мира, Свободы и Демократии ("Forst International Congress on Peace, Freedom and Democracy") был удостоен почётной грамоты, о чём отмечено в 24 Международном Биографическом словаре Международного Биографического Центра в мае 1995 года, стр. 178.
В связи с научной деятельностью и публикацией научных трудов биография Германа Гартфельда, как интернационального интеллектуала, помещена в энциклопедии: "International WHO'S WHO OF INTELLECTUALS"( Eleventh Edition, 1995/96, Cambridge England, с.178, с.706, под №041),[6] а так же в энциклопедии : "WHO's WHO IN GERMANY", Edition. Editor Intercontinental book and publishing CJ. Montreal, Canada. 19-ое издание, 2014 год. [7]
Герман отмечен наградой "Twentieth Century Achievement Award". (Энциклопедия «Five Hundred Leaders of Influence», 1994 год).

Литературная деятельность

Литературными произведениями Г.Гартфельда являются повести, в основании которых лежат свидетельства тех христиан, с которыми он общался во время своего заключения в советских лагерях. Автор описывал факты преследования верующих в СССР для последующих поколений, чтобы они помнили цену следования за Христом в атеистическом государстве.
Книги Г.Гартфельда посвящены не только теме страданий за веру в Советском Союзе, жертвам советских репрессиий 60-х и 70-х годов прошлого века, но и научным исследованиям по сексологии, изучению причин гомосексуальной ориентации и других форм поведенческого отклонения. [8]

Литература

Повести и монографии

- Герман Гартфельд, «Вера вопреки КГБ», Ульдинген, Германия: издательство Стефана, Первое издание 1-ого декабря 1976 года, 412 страниц. (Перевод на 10 языков). Издана на русский язык издательством Стефанус в г. Черкассы 1993 г. Затем переиздана в оригинале издательством Смирна в г. Черкассы 2003 г. ( Hermann Hartfeld, Glaube trotz KGB, Uhldingen: Stephanus Verlag, 1. Auflage Dez. 1976, 412 Seiten. (10 Sprachen)
- Герман Гартфельд, «Ирина», Вупперталь, Германия: Рольф Брокгауза издательство, 1980, 272 страниц. Переиздана пять раз. (Перевод на 10 языков). Издана на русский язык под названием: «Любовь сильнее красного террора или история Ирины» (серия "Просто ученики", к. 1) издательством Стефанус в Черкассах 1994 и издательством Смирна 1999 г. На украинском языке: «Любов сильніша за червоний терор, або історія Ірини», 2000 г, там же. (Hermann Hartfeld, Irina, Wuppertal: R. Brockhaus Verlag, 1980/2001, 272 Seiten. (5 Auflagen. 10 Sprachen).
- Герман Гартфельд (скомпилирована и отредактирована Г.Г.) «Встать, суд идет!» Гуммерсбах: издательство Фриденштимме 1981, 152 страницы. Книга переведена на голландский язык. (Hermann Hartfeld (Hg.) Aufstehen. Das Gericht kommt. Gummersbach: Friedensstimme, o.J. (1981), 152 Seiten. Übersetzt in Holländisch).
- Герман Гартфельд. «Возвращение в чужую страну». Вупперталь: Брокгауз 1986. (перевод на русский язык: Черкассы: издательство Стефанус 1995.) (Hermann Hartfeld, Heimkehr in ein fremdes Land. Wuppertal: R. Brockhaus Verlag, 1986,160 Seiten. Das Buch ist in russischer Sprache im Jahre 1995 erschienen).
- Герман Гартфельд. «Евангельская Стратегия: научное исследование евангелизационных методов христиан в коммунистических странах». Монография. (Диссертационная работа, Реформатский факультет университета г. Брюссель) Ульдинген, Германия: издательство Стефана 1987 г.(Hermann Hartfeld, Evangelistische Strategie: Eine wissenschaftliche Untersuchung der evangelistischen Methoden der Christen in Kommunistisch regierten Ländern, Uhldingen: Stephanus Ver¬lag, 1987).
- Герман Гартфельд. «Гомосексуализм в контексте библии, теологии, психологии и консультирования». Монография. Вупперталь, Германия: изд. Брокгауз 1991. 318 страниц. Диссертационная работа. (Hermann Hartfeld, Homosexualität im Kontext von Bibel, Theologie und Seelsorge, (Monografie) Wuppertal & Zürich: TVG. R. Brockhaus 1991. 318 Seiten).
- Герман Гартфельд. «Церковь, пасторы и стукачи». Издательство Стефана, г. Ульдинген, Германия 1992; книга издана на французском языке в 1993; на румынском 1994; на русском и украинском языках в г. Черкассы: изд. Смирна 1999. (Hermann Hartfeld (unter Pseudonym Oleg Siemens und Viktor Poplawkin), Hirten, Spitzel und Gemeinde, Uhldingen: Stephanus Edition 1992; 1993 in Französisch; 1994 in Rumänisch; 1995 in Russisch. (4 Sprachen)
- Герман Гартфельд. «Научное исследование контекстуализации богословских доктрин в жизни церквей Евангельских христиан-баптистов под руководством ВСЕХБ в период Советской власти». (Перевод на русский язык в сокращенной форме: Черкассы: издательство Стефанус 1995. Диссертационная работа, реформатский факультет университета г. Брюссель.) (Hermann Hartfeld, Wissenschaftliche Untersuchung der Kontextualisierung der theologischen Dogmen der Evangeliumschristen und Baptisten unter der Leitung des AURdEChB. (in Russisch übersetzt aus der deutschen Sprache. Abschlussarbeit für die theologische reformatorische Fakultät, Brüssel) Tscherkassy: Stephanus, 1995.)
- Герман Гартфельд. «Немецкое богословие нового времени». Москва: МБС 2005 г. 303 стр. Лекции. (Hermann Hartfeld, Deutsche Theologie der Neuzeit (Monografie in Russisch. Vorlesungsreihe am Theologischen Seminar von Moskau), Moskau: MTS 2005. 300 Seiten.) [9]
- Герман и Мария Гартфельд. «Оксана. Повесть о КГБ и мафии». Издательство Хенсслер, Германия, издана на немецком языке 30-го октября 2011 г. (Hermann und Maria Hartfeld. Oxana. Eine Geschichte zwischen KGB und Mafia, Holzgerlingen: Hänssler Verlag, 30. Oktober 2011 (Erfahrungen aus dem pastoralen Dienst).
- Г.Гартфельд. Книга «Психотерапия и душепопечительство» (Anatoli Tscherkassow, Das Gefecht meines Lebens, (unter Mitwirkung von Hermann Hartfeld) Wuppertal: Brockhaus Verlag, 2007, 235 Seiten).[10]

Научные статьи

- Октябрь 1983 – «Страдающая Церковь в России», журнал «Direction» или «Указатель», Фрезно/Виннипег. ("The Suffering Church in Russia", Direction, Fresno/Winnipeg.)
- Сентябрь 30, 1983 – «Евангелизация и служители в нерегистрированных баптистских церквах», журнал «Sword and Trowel» (Меч и мастерок), Но. 4/1983. Лондон. ("Evangelism and Officers in Unregistered Soviet Baptist Churches", Sword and Trowel, London, No.4/1983 (Sept. 30, 1983)
- Okt.1986 - "Valya`s Raven", «Christian Herald», Chappaqua, N.Y., USA.
- Январь – март 1988. «Гонка ядерных вооружений: Перспектива советских эмигрантов». Журнал «Transformation», (трансформация). Exeter: Paternoster Press, No.1/1988. ("The Nuclear Arms Race: A Soviet Émigré’s Perspective", Transformation, Exeter: Paternoster Press, No.1/1988.)
- Март 1990 – «Илия под ракитой», в журнале союза свободных церквей Швейцарии: «Gemeindegruß» (церковь приветствует). (Elia unter dem Dornbusch", Gemeindegruß, hg. vom Bund der FEG der Schweiz).
- Ноябрь 1990 – «СПИД – испытание для церкви» в журнале «Gemeindegruß». Но. 11/1990. ("Aids - Test für die Gemeinde", Gemeindegruß, Nr.11/1990, Bund FEG in der Schweiz. (Der Gärtner, BRD. Nr.49, 9.Dez. 1990).
- Июнь 1992 – «Библейский подход к вопросам гомосексуализма» в журнале «DIAKRISIS», (Тюбинген) Nо. 2/июнь 1992, стр. 39-45. Переиздана в журнале «Человек и христианин», Германия, Но. 18/октябрь 1992 г.("Die biblische Sicht der Homosexualität", DIAKRISIS, (Tübingen) Nr. 2/Juni 1992, 13. Jahrgang, S. 39-45. Abgedruckt in: Mann + Christ, hg. von der Männerarbeit im Bund Evangelisch Freikirchlicher Gemeinden in Deutschland, Nr. 18/Oktober 1992).
- Июль/август 1995 – «Свобода (во Христе) и русско-немецкие христиане». Журнал «Schritte» (шаги), издатель Ульрих Парцани, стр. 40-43. („Die Freiheit und die russlanddeutschen Christen, in: Schritte, hg. von Ulrich Parzany, S. 40 – 43).
- 2001 – «Богословский подход к теме гомосексуализм: Библия и дух времени». Журнал союза немецких баптистов «Церковь», г. Кассиль, Но. 19/26-го августа 2001. Стр. 34-35. ( „Theologische Ansätze zum Thema „Homosexualität“: Bibel und Zeitgeist“ in: Gemeinde, Kassel, Nr. 19 vom 26. August 2001, S. 34.35).[11]
- 2001 – «Происхождение зла» в журнале «Церковь», Кассиль, Но. 28/2001, стр. 8-9. ( „Woher kommt das Böse?“ in: Gemeinde, Kassel, Nr. 28/2001, S. 8.9).
- 2002 – «Свобода и легализм русско-немецких христиан» Журнал «Церковь», Кассиль, Но. 9/2002, стр. 6-7. ( „Freiheit und Gesetzlichkeit der russlanddeutschen Christen“ in: Gemeinde, Kassel, Nr. 9/2002, S. 6.7.)
- 2004 – «Как Бог себе создаёт героев», журнал «dennoch» (тем не менее), Мариенхайде, Но. 3/2004, стр. 24-25. ( „Wie Gott Helden schafft“, in: dennoch, Marienheide, 3/2004, S. 24-25).

Научные доклады

- Июнь 9, 1984 – «Как пробуждение становится благословением для народов». Юбилейная конференция союза немецких баптистов. Реферат 11 страниц. ( «Wie eine Erweckung zu einem Völkersegen wurde», 11 Seiten. Jubiläumstreffen. BRD, Lage/Lippe, Eschenweg.)
- Май 2, 1988 – «СПИД – Вызов или испытание для служителей». Пасторская конференция швейцарского Союза свободных церквей, 37 страниц. ( «AIDS - Eine Herausforderung für die Verkündiger» (Predigerkonferenz des Bundes der Freien Evangelischen Gemeinden der Schweiz), Hilterfingen, 37 S).
- Сентябрь 24, 1988 – «Миссионерская стратегия в современном Советском Союзе». Доклад (18 страниц) был прочитан на международной конференции «Экологическая совместимость», Германия, г. Корнталь. («Evangelistic Strategy in the Soviet Union Today», A paper of 18 pages presented at the conference of the EEMC, Hindenburgstr. 37, D-70825 Korntal).
- Июнь 6, 1989 – «Жить со своими ограничениями – границы христианского воспитания», коференция фонда «Бог – помощь наша», г. Зеевис, Швейцария. Доклад содержит 28 страниц. ( «Mit meinen Grenzen leben: - Die Grenzen christlicher Erziehung». Konferenz der christlichen Erzieher der Stiftung Gott Hilftin Seewis, Schweiz, 6. Juni 1989, 28 Seiten).
- Июль 3-4, 1990 – «Церкви восточной Европы». Конференция богословской высшей школы г. Лондона в помещении церкви Чарльз Сперджена. Доклад 21 страниц был прочитан на 4-х сессиях. («Eastern European Churches». London: School of Theology. The Metropolitan Tabernacle. (A paper of 21 pages presented in two lectures at the School of Theology in London).
- Сентябрь 25, 1992 – «Восточная Европа и Евангелие Христово».Доклад из семи страниц был прочитан в Сеуле, Южная Корея на международной конференции по евангелизации мира. (Seoul. "Eastern Europe and the Gospel of Christ", 7 pages, delivered at the FECCC 13th General Assembly, Sept. 24 - 29, 1992, Korea Centre for World Missions, 55 Yongjae-Dong, Sucho-Ku, Seoul, Korea 137-130, Tel. 570-7080-4, Fax: 570-7089).
- 2007 – «Альманах исследования жизни свободных церквей», Но. 16/2007, стр. 32-54. Тема доклада на конференции сообщества по изучению свободных церквей была: «Русско-немецкие церкви на пути самопознания. Обзор». (Nr. 16/2007 „Die russlanddeutschen Gemeinden in Deutschland auf dem Weg zur Selbstfindung. Ein Erfahrungsbericht“. In:Freikirchen Forschung, hg. vom Verein für Freikirchenforschung e.V. S. 32-54).
- 2008 – межрелигиозная конференция в г. Хамельн, Германия. Тема доклада «Мученики церквей отделенных от государства. Бывший Советский Союз». 20 страниц были прочитаны на четырех сессиях. (Hermann Hartfeld, Pastor i.R. «Freikirchliche Märtyrer in der ehemaligen Sowjetunion». – Vortrag am 13.02.2008 um 19.30 Uhr in EFG Hameln. 20 Seiten).
-2009 – Доклад на тему «Пастырское консультирование в постмодернистской эпохе. Проблемы душепопечения в церквах ЕХБ». Общеславянская конференция служителей, посвящённая 400-летию евангельско-баптистского движения с 27-го по 29-ое августа 2009 года. 15 страниц.

Примечания

  1.  Персональный сайт: Dr.Hermann Hartfeld «Моё становление и развитие» https://sites.google.com/site/hermannhartfeld/hermann-hartfeld/moee-stanovlenie-i-razvitie
  2.  Интервью с Г.Гартфельдом (Беседовал В.В.Халанский, Киев, 18.10.2013.) http://risu.org.ua/ru/index/expert_thought/interview/54033/
  3.  Служение заступничества. Список гонимых. http://www.iucecb.com/persons.php?edit=&page=8
  4.  BIBELSEMINAR BONN (BSB) - http://www.bsb-online.de/index.php/de/startseite-de/das-team/emeritierte-dozenten/dr-hermann-hartfeld
  5.  РС ЕХБ http://baptist.org.ru/news/external/1444/ . МБС ЕХБ: http://www.moscowseminary.org/
  6.  "International WHO'S WHO OF INTELLECTUALS" http://www.whoiswho-verlag.ch/
  7.  «Who is Who in Deutschland» http://www.whoiswho-verlag.de/
  8.  Библиотека ДХУ, католог: http://109.254.48.77:8008/cgi-bin/koha/opac-search.pl?q=au%3A%D0%93%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%84%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B4
  9.  Книга «Немецкое богословие нового времени» - http://alexandpopov.narod.ru/har.pdf
  10.  Библиотека Гумер http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/dushepopechenie/gart1/index.php
  11.  Цикл лекций «Гомосексуализм и церковь» -http://hermannhartfeld.blogspot.de/2011/12/vortragsreihe-uber-das-thema-christ-und.html

Kommentare

Beliebte Posts aus diesem Blog

„Lustknaben und Knabenschänder“: 1Kor. 6,9 im Kontext der Umwelt“

Интеграция и независимость русско-немецких общин Германии на пути к их самоидентификации